Поход выходного дня по льду р.Шексна

Карта ледовой части маршрута выходного дня
Сайт Макса Велорусь История Макса Гостевая Книга Написать Максу


Время похода 18 января 2007 года. Старт около 10.30. Цель похода-проверить возможность туризма по Череповецкому р-ну по льду, благо, зима пока еще к этому времени не успела закидать лед высоким снегом, а так же просто провести выходной в походе. Начало старта из Зареченской части города. Ездим мы на велосипедах «гибридах». Удобная техника, для велотуризма.
Маршрут похода был толком не распланирован. Похоже, мы относились к этому как к покатушке. О чем и пожалели потом. Погода была пасмурная. Но осадков не было, и даже ветер был несильный. Температура воздуха была около 0 градусов. От моего дома (в районе Зареченского рынка) по ул. Олимпийской быстренько доехали до поселка Питино и выбрались за пределы города. До самой деревни Ванеево был асфальт. Транспорта на дороге практически не было. В центре Ванеева свернули на снежную, слегка размякшую грунтовку. Макс еще на повороте успел даже грохнуться. Вот что значит ездить на летней резине. Ну, скажем не все люди такие богатые, что могут позволить себе приобрести шипованную резину на велосипед по цене 1700-1800 рублей за штуку!! У меня самого уже третью зиму стоит шипованая резина «Nokian». Четыре ряда металлических шипов позволяют чувствовать себя комфортно и практически в полной безопасности. Но хочу предупредить, что на льду, и на обледенелой и присыпанной снегом проезжей части эта безопасность обманчива. Что испытано на личном опыте. На днях тут расслабился, решил по первому ледку покататься, и слишком круто заложил вираж, на скорости 30 км\час. И в результате грохнулся с треском об лед. В месте с велосипедом проскользил в неестественной позе по льду, да еще к тому-же и ударился затылком об лед. Пока вроде последствий не чувствую, но голова два дня побаливала в месте ушиба (шлем бы здесь не помешал). Немножко отступил от темы, но осознанная необходимость требует этого. По грунтовке мы въехали в поселок Шайму, что стоит на берегу реки Шексна. Людей в поселке мы не заметили, одна только собачонка лениво посмотрела, на нас, зевнула и пошла восвояси. Выехали на берег реки. За плечами уже было 11 километров. Ширина реки в этом месте была около 600 метров. На реке ветер чувствовался даже очень хорошо. Вдали, на западе наметилась подозрительная белая пелена. Проведя фотосессию, мы с опаской двинулись на противоположный берег реки. Лед на реке был припорошен местами снегом. Предыдущие дни была оттепель, и мы имели все шансы искуаться. На середине реки лед просвечивал, и как казалось (а может, и нет) слегка потрескивал. Макс шел после меня, на удалении. Я имел все шансы провалиться в какую-нибудь лунку-полынью, и поэтому Макс был на подстраховке. Я так больше всего боялся утопить велосипед. За себя я был уверен. Все - таки восемь лет моржевания не позволят быстро «откинуть коньки». Пройдя фарватер реки, мы осмелели, и совсем обнаглев, сели на велосипеды и покатились по льду реки, слегка припорошенному снегом. Переправившись через речку мы встали перед диллемой. Куда ехать? То ли, как хотели до реки Большой Юг, толи до реки Малый Юг. Сомнения появились по причине резко пошедшего снега, с сильным пронизывающим на сквозь ветром. Видимость сразу упала. Посовещавшись, решили ехать вперед, вдоль берега и действовать по обстановке. Видимость потихоньку все ухудшалась. Снег валил крупными хлопьями и увеличивал покров прямо на глазах. Но ехать по гладкому льду, пока еще присыпанному снегом, без торосов было приятно и пока еще легко. Скорость, правда, не превышала 11 км\час. По пути часто попадались уже почти занесенные следы рыбаков. Доехав до устья реки М.Юг, мы заметили рыбака, который смело шел по льду. Мы же до этого момента, все-таки побаивались провалиться и постоянно придерживались берега реки. Рыбак удивленно на нас посмотрел. Не каждый день наверно увидишь двух «отморозков», которые выезжают на велосипедах из снежной пурги. Вдалеке на расстоянии около 1 км., на середине реки увидели очертания острова и решили ехать к нему. Страх провалиться под лед исчез практически совсем. Около острова встретили рыбака и слегка, как я думал с ориентировались на местности. Но как оказалось дальше, это была ошибка. И даже еще не последняя. Дальше двинулись, ориентируясь, только на очертания берега. Левый берег вообще не просматривался. Ветер был противный и все время дул и колол правую сторону лица, одновременно наметая сугробы в карманы и капюшон. Только когда мы подъезжали близко к берегу нам казалось что ветер стихает. Снег уже к этому времени скрывал полностью обода колес. Наконец, то показалась знакомая по карте кучка островов, похожая на три поросших лесом «оазиса», в пустыне замерзшей воды. А я, как-то все время, получается, быть штурманом в походах, стал искать устье речки Сурковка. Чтобы уже сориентироваться более правильно. Но постоянная снежная кутерьма не давала нормально сориентироваться, и здесь закралась вторая и последняя ошибка за данный поход. Но, которая дала возможность случайно ознакомиться с местными достопримечательностями этого района. Проехав острова, мы заметили устье какой-то реки. Подумав, что это река Б.Юг мы покатавшим по близлежайшим болотам въехали в русло реки. Кстати, очень даже интересно ездить по затопленному и замерзшему лесу. Правда, чем глубже в лес, тем более ломкий лед. Мы были уже обрадованы, что скоро уже близится конец неизведанного участка маршрута и с оптимизмом рванули навстречу ветру по белому ровному рукаву реки. За нами оставалась след от колес, в котором была просочившаяся вода. Но наши надежды, увы, неоправдались. Река как началась так она через один километр и закончилась, в каком то поросшем всякой водной травой болоте. Где вся поверхность была покрыта льдом. Я решил проехать по траве и тут же передним колесом провалился под лед. С велосипеда слезти было трудно, т. к при попытке опереться на лед ногой он проваливался, в два этапа. Лед был двухслойный и под нижним слоем, была вода. Глубина была около 80 см. Правая нога промокла сразу же после второго окунания в воду. Левую ногу удалось сохранить сухой. Кое-как перевалившись, на более крепкий лед я за багажник вытащил велосипед из воды. Происшествие меня слегка огорчило, а еще и понимание, того, что наши планы на грани краха, подвергло в небольшое уныние. Поездив по разным протокам, мы убедились, что это тупик, и решили возвращаться обратно. В устье реки мы заметили две будки, которые находились на берегу реки. Так как нужно было срочно переобуваться, я подъехал к будкам и зашел в одну из них. Будка была видно оборудована рыбаками и охотниками для ночевок. И представляла из себя металлический гараж, оборудованный печкой-буржуйкой, сушилкой и нарами. Кроме этого в будке находились две пилы по дереву и полусырые спички. Картину дополняли раскиданные куски шмотья и пустые бутылки из под водки с какими-то объедками. Рядом с будкой был сколочен из досок и занесен снегом стол. Вторая будка, по словам Макса для жилья была практически неприспособленна. Я стал переобуваться, благо моя чрезмерная запасливость иногда и бывает необходимой. Хотя в данный поход желательно было взять и спички и продукты питания, да и веревка бы не помешала в случае попадания кого-нибудь из нас в реку. А все что у нас с собой было это термос с чаем и две пары носков запасных. Большим плюсом было то, что сотовая связь работала в этом районе отлично. Да и до ближайшей деревни тут было около пяти километров. В правом ботинке весело хлюпала вода, и нога начала постепенно замерзать. Одев две пары новых носков и упаковав ногу в полителеновый пакет, я засунул ногу обратно в ботинок, и почувствовал себя заново родившимся. Попив чайку, мы решили двинуться от будки по дороге, которая еле определялась в лесу, до пересечения с грунтовкой на деревню Гоша (на карте она была не обозначена). Но, пройдя с десяток метров Макс, практически сразу стал проваливаться в воду. Лед был тонкий и наш вес не выдерживал. Решили возвращаться домой обратной дорогой. Отъехав от устья реки, мы на середине реки Шексны наткнулись на рыбаков, которые объяснили, что мы перепутали устья рек Сурковка и Б.Юг. А до устья реки Б.Юг еще около трех километров. Ширина Шексны в этом месте около четырех километров. К этому времени снег наконец-то прекратился и дул только ветер. Мы уже порядком выдохлись, ноги от езды по снегу устали и слегка болели. Желудок уже вступил в интимную близость с позвоночником. А ближайший магазин по нашим подсчетам был в полутора часах хода. Свежие новости помогли воспрянуть духом, и мы рванули к Дому охотников, который находиться в устье реки Б.Юг. И, наконец, обогнув мыс, мы увидели Дом охотника. Слева от нас находились на высоком берегу три деревни (Даргун, Поповское, Лихачево). Живут там наездами в основном дачники. Остров соединяется с «материком» двумя мостами. Сам остров возник, вероятнее всего, по причине гигантомании молодых «энтузиастов» сталинских времен. Гигантомания в духе времени, желание “отрапортовать”, богоборческий пафос победы над природой (заодно и над родной историей и культурой),- ослепили разум. И положили начало возникновению 14 апреля 1941 года Рыбинскому водохранилищу. Что повлекло подъем уровня воды на 102 метра относительно мирового океана. За все 70 лет Советской власти затопление Молого-Шекснинского междуречья стало самой большой природной катастрофой. Изначально мы хотели подняться по реке Б.Юг до деревни Гоша, но рыбаки нас заблаговременно предупредили, что река вся в торосах после последней оттепели. И ехать по ней невозможно. Поднявшись с реки на территорию Дома охотников, мы были облаяны собаками. Местный сторож выпустил нас за территорию Дома. Дом охотника был уже частной территорией и выкуплен кем - то из буржуев. К этому времени позади уже было 30 км пройденного пути. Из них 19 км ледовой белоснежной пустыни. Дорога от Дома охотников была в меру накатана, и проходила через живописный сосновый бор, ветер почти не чувствовался. Забитые снегом и замерзшие тормоза, и переключатели скоростей практически не работали. Но в связи с тихоходностью передвижения необходимости в них и не было. Через четыре километра мы выехали на берег реки Б.Юг. Дорога была местами переметена снегом, ветер сдувал с велосипедов. А сама река представляла из себя вспаханное присыпанное снегом плавно изгибающее поле, шириной в 30-40 метров. Из поверхности, которого торчали в разные стороны льдины разного размера и конфигурации. Лед был изломан и покорежен, и мрачно безмолвствовал. Жизнь как будто исчезла и замерзла в этом районе. А сумерки и затянутое тучами небо, снег и пронизывающий ветер усиливали и нагнетали атмосферу. Мы уже порядком устали, дорога шла в гору, медленно поднимаясь к деревне Гоша. Вдоль дороги одиноко стояли вербы с распустившимися почками, и это 18 января! В деревне я спросил единственную бабульку которую мы заметили в этой деревне про магазин. На что она ответила, что магазин у них работает только до 12 часов, а потом продавец переезжает в следующий населенный пункт, в село Дмитриевское. Нам это было по пути, тем более деваться было некуда, а желудок требовал топлива. Спустившись с горы (в центре Гоши) мы через четыре километра уже были в Дмитриевском. Макс, вероятнее всего для разнообразия, при спуске с горы, еще раз упал с велосипеда. В 15.23 часа в магазине мы дрожащими от нетерпения руками накупили печенья, кексов и лукума (на семьдесят целковых) и мгновенно до тяжести в желудке поглотили это, запив литром сока. В магазине топилась печка, в которой весело потрескивали горящие дрова. Продавщица услужливо открыла печку и дала возможность нам посидеть в ее магазине. Разморенному теплом мне никуда не хотелось ехать. Но деваться было некуда, и мы через тридцать минут поехали дальше. Макс сфотографировал полуразрушенную церковь в Дмитриевском. До дома еще оставалось около 40 км. Выехали на асфальт и ветер, наконец, то нам стал помогать, дуя практически в спину. Скорость, как и темнота, стали увеличиваться в прогрессии. Плюсом было то что, выпавший белый снег, позволял видеть дорогу, и местность была для нас знакомой. Каких либо осветительных приборов у нас не было. В 17 часов приехали в поселок Домозерово. На автобусной остановке допили остатки чая. Решили ехать по грунтовке через деревню Бурцево в Матурино. Незаметно снег перешел в дождь. Одежда промокла почти сразу. Ехать приходилось почти на ощупь. Благо зимние дороги широкие и накатанные. Из-за какого-то придурка на иномарке я чуть не угодил в кювет. Ездят надо, не надо с дальним светом! Наконец-то на горизонте небо окрасилось в светлые тона. И через некоторое время мы увидели заманчивые и долгожданные огни цивилизации. При въезде в город мы сразу-же утонули по уши в лужах. Но это нас не огорчало, а даже радовало. В 19.05 час. я уже был дома. Поход закончился. За этот день нами было преодолено 82 км. Из них 19 км. по ледяной целине. Итоги похода: походы по льду больших рек вполне возможны при малом снеге. Но надо быть готовым к резкой смене погоды и осадкам поэтому желательно, чтоб дневной пробег не превышал 50 максимум 60 км. И с собой всегда необходимо брать сменную теплую одежду, а двигаясь по тонкому люду желательно взять веревку 7м с поплавком, чтоб в случае обвала не нырять потом за великом. ТОМ